В МБОУ ДО «ДЮЦ» проведена тематическая беседа об истории отечественного кино «Прошлое и настоящее ВГИКа»

27 марта в МБОУ ДО «ДЮЦ» с обучающимися кружков «Искусница», «Юный художник», «Юные инспектора движения», «Математика вокруг нас», «Шашки. Шахматы» проведена тематическая беседа об истории отечественного кино «Прошлое и настоящее ВГИКа».

Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК) является федеральным государственным образовательным учреждением высшего образования Российской Федерации. ВГИК находится в ведении Министерства культуры Российской Федерации.

ВГИК был основан 1 сентября 1919 года в Москве как первая в мире Госкиношкола, которая выпускала режиссеров, операторов, актеров и художников. ВГИК готовит специалистов кино, видео, телевидения и других экранных искусств по программам высшего, среднего и дополнительного образования.

ВГИК - единственная отечественная государственная киношкола, которая имеет Учебную киностудию с полным технологическим циклом для производства кино- и видеофильмов. В своём распоряжении киностудия имеет пять съёмочных павильонов, парк съёмочной и осветительной техники, костюмерно-реквизиторскую и гримёрно-постижёрскую базу, цех декорационно-технических сооружений, и современный монтажно-тонировочный комплекс (МТК), предназначенный для проведения работ в монтажно-тонировочном периоде учебного кино- и видеопроизводства.

В 2013 году указом президента России ВГИКу был присвоен статус особо ценного объекта культурного наследия народов Российский Федерации.

Издательский отдел ВГИК выпускает книги по истории и теории кино и по другим экранным искусствам. Институт издает научный информационно-аналитический журнал «Вестник ВГИК».

 

История  института

Роль ВГИКа в развитии экранного искусства невозможно переоценить. Другого подобного вуза в практике мирового кино и кинообразования не существует. Он появился на заре кинематографа, когда кино еще никто не считал искусством.

Стремительный взлет советского кино 20-х годов, который привел к созданию непревзойденных шедевров мирового киноискусства, начался с открытия 1 сентября 1919 г. первой в мире "Государственной киношколы". Ей суждено было стать не только местом, где получили образование многие поколения корифеев советского кино, но и лабораторией, где создавалась теория первого массового искусства ХХ века, а ее принципиальные положения впервые проверялись на практике. Именно во ВГИКе был снят первый советский полнометражный художественный фильм «Серп и молот». Здесь под руководством выдающегося теоретика и практика монтажа Льва Кулешова, воспитавшего другого титана 20-х годов – Всеволода Пудовкина, возникла советская школа киноактера. Здесь же в начале 30-х годов Сергей Эйзенштейн, возглавивший экспериментальную мастерскую, где учились создатели «Чапаева» братья Васильевы, разработал первые в мире учебный курс и программу по кинорежиссуре.

В 1931 году во ВГИКе была организована фильмотека, выросшая впоследствии в Госфильмофонд России – ныне особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации. В 1934 году во ВГИКе открылся первый в нашей стране научно-исследовательский сектор, объединивший крупнейших теоретиков, историков и практиков – Н. Лебедева, В. Вишневского, С. Гинзбурга, Г. Авенариуса, Л. Кулешова, С. Эйзенштейна, В. Пудовкина, А. Довженко, В. Туркина и многих других, чьими усилиями создано отечественное киноведение, написаны основополагающие труды по истории и теории экранного искусства.

Уникальная роль отечественной киношколы состояла не только в том, что она опередила время (лишь в 1935 году в Италии был создан Римский экспериментальный киноцентр, и только в 1939 году во Франции организована Высшая школа кинематографии – ИДЕК), но и в том, что, впервые занявшись подготовкой творческих работников кинематографа, она противопоставила узкоремесленническому подходу в кинообразовании концепцию воспитания творческой личности, художника-творца и патриота.

Вся последующая история отечественного кино свидетельствует о плодотворности такого подхода. Подтверждением этому служит выдающийся вклад многих поколений вгиковцев в отечественную кинокультуру. В их числе фронтовые кинооператоры, создавшие трагически-величественную хронику борьбы народа с фашизмом, и те, кто в последующий период не только определял художественные направления и тенденции развития киноискусства, но и в значительной степени мироощущение нации, духовный и нравственный климат в обществе. Фильмы Г.Чухрая, М.Хуциева, Т.Абуладзе, Р.Чхеидзе, С.Ростоцкого, Л.Кулиджанова, Э.Рязанова, А.Тарковского, В.Шукшина, А.Кончаловского, О.Иоселиани, С. Параджанова, Э.Климова, К.Муратовой, Н.Михалкова, В.Абдрашитова, А.Сокурова, С.Соловьева, А.Петрова и многих других выпускников ВГИК стали не только выдающимися явлениями отечественной культуры, но и утвердили высокий международный авторитет киноискусства нашей страны во всем мире.

Профессионализм вгиковцев, их владение средствами экранной выразительности были и остаются востребованы телевидением. Они – создатели многочисленных телевизионных фильмов и сериалов, познавательных и образовательных программ и передач. Выпускниками ВГИК – Т.Лиозновой, С.Говорухиным, Е.Ташковым, В.Краснопольским и В.Усковым заложена успешно ныне развивающаяся традиция создания отечественного телевизионного сериала.

Уникальный педагогический опыт, сформированный выдающимися деятелями киноискусства – Л.Кулешовым, С.Эйзенштейном, В.Пудовкиным, А.Довженко, Г.Козинцевым, С.Герасимовым, М.Роммом, Р.Карменом, С.Ростоцким, Л.Кулиджановым, С.Бондарчуком, Э.Тиссэ, Ан.Головней, Б.Волчеком, В.Туркиным, Н.Зархи, Е.Габриловичем, А.Каплером, Ф.Богородским, И.Ивановым-Вано и другими мастерами ВГИК и сегодня служит методической базой художественного образования в области экранных искусств не только для российских вузов, но и школ кино и телевидения многих зарубежных стран. Российской киношколе обязаны своим созданием национальные кинематографии бывших республик СССР, целого ряда стран Азии и Восточной Европы. При активном участии ВГИК созданы киновузы Болгарии, Вьетнама, Египта, Китая, Чехии, Польши и других стран. Вгиковские образовательные программы и методики успешно используются сегодня в США, Мексике, Англии, Германии, Польше, Чехии, Индии, Вьетнаме, Китае и других странах.

С момента своего основания ВГИК был и остается носителем культурной традиции, духовно-нравственных ценностей и созидательного духа нашего народа. И сегодня вгиковцы разных поколений определяют поступательное движение отечественного кинопроцесса. В их числе: Кира Муратова, Никита Михалков, Александр Сокуров, Вадим Абдрашитов, Сергей Соловьев, Александр Рогожкин, Алексей Учитель, Сергей Сельянов, Сергей Мирошниченко, Александр Петров, а вместе с ними выпускники нового поколения: Дмитрий Месхиев, Геннадий Сидоров, Федор Бондарчук, Алексей Федорченко, Лариса Садилова, Филипп Янковский, Анна Меликян, Алексей Герман-младший и многие, многие другие.

Обладая обширным научным и методическим наследием, ВГИК, получивший в 2007 году статус института, продолжает наращивать свой научный и педагогический потенциал. Наряду с динамично развивающимися творческими школами – сложившимися и только формирующимися – научные школы, составляющие основу системы фундаментального образования, вносят вклад в теоретическое осмысление новых реалий аудиовизуальной культуры.

Откликаясь на потребности растущей экранной индустрии, ВГИК не только расширяет спектр собственной специализации, но, как базовый вуз в области подготовки творческих кадров кино и телевидения, активно содействует становлению профессионального образования в общенациональном масштабе. Благодаря усилиям возглавляемого ВГИК Учебно-методического объединения вузов экранных искусств начата подготовка специалистов медиасферы в Санкт-Петербурге, Краснодаре, Челябинске, Новосибирске, Екатеринбурге, Орле.

Оставаясь верным традициям, ВГИК, признанный всемирной моделью кинообразования, устремлен в будущее. Осуществляется модернизация образования, научной и творческой деятельности, внедряются инновационные технологии, методики обучения. Интенсивно развивается система непрерывного профессионального образования. При институте открыт колледж, успешно работают Центр дополнительного профессионального образования, курсы по выбору профессий для школьников. Расширяющееся международное сотрудничество, многочисленные совместные проекты с зарубежными вузами кино и телевидения определяют последовательное движение российской киношколы к интеграции в мировой культурный и образовательный процесс.